Всем привет! Рад видеть Вас на страницах моего блога! В настоящее время в глазах поисковиков все большую роль начинают играть поведенческие факторы. Нравится ли сайт пользователям, находят они на нем нужную информацию или вновь возвращаются в поиск — все это оказывает непосредственное влияние на положение в результатах поисковой выдачи. И здесь на первый план выходит удобство вашего интернет ресурса — юзабилити сайта.
Хороший, уникальный контент очень много значит. Без него сайт никогда не добьется успеха. При этом не стоит забывать и о его представлении. Контент нужно грамотно подать пользователю, сделать удобным, доступным и интуитивно понятным. За это отвечает юзабили сайта (от англ. слова «usability» — переводится как «удобство использования»).
В этой статье я хочу дать важные советы по улучшению юзабилити сайта и предостеречь от самых распространенных ошибок.
Как улучшить юзабилити сайта
1. Дизайн.
Я понимаю, дизайнеров среди нас мало и создать действительно уникальный шаблон не каждому под силу, но запомните главное правило: визуальное оформление прежде всего не должно отпугивать посетителей.
Используйте спокойные, нейтральные тона, темный текст на светлом фоне. Поверьте, в белом тексте на черном фоне нет ничего оригинального. От такого сочетания глаза устают очень быстро. И даже если на портале уникальный материал, его чисто физически не каждый сможет прочесть. К тому же, учеными доказано, что светлые цвета (светло зеленый, голубой, белый) располагают к себе и вызывают доверие у пользователей, а нам именно это и надо.
Когда общая цветовая гамма выбрана, можно уже добавлять навороты, доводить до ума. Вставьте оригинальные картинки, оформите стильные шапку и подвал, интегрируйте социальные кнопки, поиск, RSS подписку и другие фишки.
Не старайтесь сделать все и сразу. Осознание существующего и новые идеи приходят со временем. Помните, красота спасет мир, а ваш сайт и подавно! Всегда стремитесь сделать сайт краше и никогда не останавливайтесь на достигнутом.
2. Структура и навигация.
Огромную роль играет навигация. И не только с точки зрения удобства, но и с точки зрения поисковой оптимизации. Старайтесь расположить материалы так, чтобы простому человеку было легко найти их. При создании структуры сайта придерживайтесь правила «3 кликов» — каждая страница должна быть удалена от главной не более чем на 3 клика мышкой.
Старайтесь сделать так, чтобы пользователю приходилось делать как можно меньше действий для получения требуемого результата. Например, для интернет магазина стремитесь минимизировать время и действия, затрачиваемые на выбор товара и оформление заказа.
Уделите внимание меню — оно должно быть не большим по размерам, но в тоже время удобным. Меню повторяется на всех страницах сайта и является не уникальным контентом, поэтому старайтесь минимизировать его. Это позволит «не размывать» уникальность основного материала. Тоже самое касается шапки и подвала.
Можно использовать навигационную цепочку, или как ее называют в народе — «хлебные крошки». Она помогает поисковикам и пользователям понять структуру сайта, его иерархию.
Не забудьте добавить на карту сайта для пользователей. Она позволяет быстро получить информацию о содержании интернет ресурса и посмотреть все имеющиеся материалы.
Если есть возможность, то желательно использовать альтернативные способы группировки материла. Например, в WordPress для этих целей имеются теги (метки). Они позволяют группировать посты по определенным признакам. Это улучшает навигацию на блоге и позволяет быстрее найти материалы нужной тематики.
Очень важно добавить хорошую систему поиска. Я бы порекомендовал для этих целей использовать скрипты поиска по сайту от Яндекс и Google. Кто лучше этих гигантов сможет создать скрипт для поиска? Правильно, никто!
Все эти меры позволят пользователям не потеряться на вашем интернет портале и найти требуемую информацию.
3. Внутренняя перелинковка.
О значимости внутренней перелинковки с точки зрения поисковой оптимизации я уже говорил ранее. Теперь рассмотрим этот вопрос через призму юзабилити сайта. Внутренняя перелинковка должна увлечь пользователя в дебри вашего интернет ресурса, чтобы читая один материал, он уже хотел ознакомится с другими.
Обязательно используйте рубрики: Самые популярные материалы, Связанные (похожие) материалы, Последние обновления, Случайные статьи и так далее. Это даст читателю выбор, которым он непременно воспользуется.
4. Кнопки социальных сетей.
Кнопки социальных сетей с трудом можно отнести к юзабилити, но упомянуть их я не мог. В настоящее время социальные сети очень популярны, и ваш сайт должен предоставить возможность пользоваться ими — рассказывать своим друзьям о найденном интересном материале. Это несомненно благоприятно скажется на посещаемости.
В интернете можно найти множество скриптов для социальных кнопок. Я бы выделил Яндекс Поделиться, кнопка Google +1, Share 42 и AddThis. Выберете понравившийся скрипт и интегрируйте в свой интернет ресурс так, чтобы кнопки гармонично и красиво смотрелись.
5. Оповещение пользователей о новых публикациях.
RSS лента новостей — очень полезная вещь, которую оценили многие люди и с удовольствием ей пользуются. Она отвечает за удобство и быстроту получения оповещений о появления нового материала на интернет ресурсе. Так что современный сайт никак не может обойтись без RSS ленты.
Кроме этого, не лишним будет организовать email подписку, а также создать отдельные аккаунты и группы в социальных сетях, куда автоматически будут транслироваться анонсы новых статей.
6. Связь с пользователями.
Обязательно организуйте связь с пользователями: создайте страницу с формой обратной связи, добавьте комментарии и гостевую книгу. Можно даже задействовать чат, форум или функцию «онлайн консультант». Добавьте свои контактные данные — email, ICQ, Skype, телефон. Каждый пользователь выбирает наиболее удобный для себя вариант. Это имеет огромное значение для коммерческих интернет порталов, где связь с пользователями напрямую влияет на прибыль.
7. Грамотное оформление текста.
Помимо того, что текст обязан быть оптимизирован под поисковые системы, он еще должен удовлетворять некоторым правилам с точки зрения юзабилити.
- Текст должен быть не очень мелкий, чтобы люди даже с плохим зрением могли его прочесть.
- Шрифт желательно выбирать стандартный — Arial, TimesNew Roman и подобные им. К таким шрифтам люди уже привыкли, они понятны и читабельны. Можете подобрать какой-то альтернативный вариант, лишь бы его легко было читать.
- Разбивайте материал на части, каждой из которых давайте заголовок релевантный ее содержанию. Размер шрифта заголовка должен зависеть от его уровня. Заголовок h1 всегда пишется самыми крупными буквами.
- Не пишите сплошной тест, обязательно разбивайте на абзацы. Так его гораздо легче читать.
- Содержание материала старайтесь подкреплять картинками, так получается более наглядно и информативно.
- Задействуйте таблицы, списки, диаграммы — разнообразьте способы представления информации.
- Основные слова и словосочетания выделяйте жирным, курсивом или подчеркиванием. Ссылки же выделяйте цветом и/или подчеркиванием пунктиром.
Думаю, вы заметили, что большинство советов по улучшению юзабилити текста относятся и к его поисковой оптимизации. Так и должно быть, ведь поисковые системы ставят своей задачей отобрать самые достойные, удобные и лучшие интернет ресурсы для своих пользователей.
8. Тестирование.
Со стороны всегда виднее. Попросите друзей оценить ваш сайт: удобно ли им пользоваться, что нравится и что не нравится в дизайне, как быстро удается найти тот или иной материал и так далее. Постарайтесь опросить побольше человек, чтобы полученные результаты не носили субъективный характер.
Особенно это полезно для интернет магазинов, где <юзабилити напрямую влияет на конверсию, а следовательно и на получаемую прибыль.
Теперь поговорим о негативе - что отпугивает посетителей и чего делать не стоит.
Самые распространенные ошибки в юзабилити
1. Большое количество рекламы.
Не стоит жадничать и вставлять всюду рекламу. Мелькающие баннеры и продажные ссылки в больших количествах только распугают читателей. Знайте меру, больше не значит лучше!
2. Всплывающие окна.
Лично я очень негативно к ним отношусь. Не успеваешь зайти на сайт, понять о чем он, а уже появляется всплывающее окно во весь экран и что-то предлагает. Хочется сразу закрыть такой сайт и никогда на него не возвращаться.
3. Музыка.
На вкус и цвет товарищей нет. Эта поговорка как нельзя лучше подходит к выбору музыки. Для одних она идеальна, для других все равно что гвоздем по стеклу. Хорошо еще, если музыку можно отключить раз и навсегда, а то бывает так, что на каждой новой открытой странице она стартует вновь.
4. Заспамленность текста ключевыми словами.
Поисковая оптимизация — это хорошо, но никогда не стоит перегибать палку и забывать, что во главу угла стоят интересы пользователей. Статьи должны быть естественными и читабельными. Не перебарщивайте с ключевыми словами.
5. Орфографические ошибки и опечатки.
Все люди ошибаются, но количество ошибок стоит минимизировать. Встроенная в CMS и браузеры проверка текста, специальные онлайн сервисы да и просто Microsoft Word способны решить эту проблему. Нужно только не лениться и потратить на проверку некоторое время. Если ничего не помогает, обратитесь за помощью к системе Orphus и своим читателям. Грамотные люди обязательно помогут.
6. Дизайн.
И вновь хочется сказать пару слов о дизайне, ибо это важно — так я считаю. Избегайте темные и яркие цвета, большую контрастность. Старайтесь сделать прибывание человек на вашем интернет ресурсе как можно более комфортным. Не стоит ради дизайна жертвовать глазами пользователей, они это не оценят.
7. Неаккуратность.
Многие интернет ресурсы сделаны очень не профессионально: где-то что-то выпирает, шрифт текста не разборчив, расплывчатые картинки и корявая верстка. Видно, что все сделано тяп-ляп. Вы можете махнуть на все это рукой, подумав «Да и так сойдет!», но посетители такого не прощают. Пусть все будет сделано проще, но аккуратно и симпатично.
8. Ошибки функционирования.
Весь функционал сайта должен корректно работать: поиск, комментарии, RSS лента, социальные кнопки, корзина, оформление заказа и так далее. Каждая ошибка чего-то стоит: в RSS ленте — подписчиков, в оформлении товара — клиентов и их денег, в социальных кнопках — посещаемости с социальных сетей. Мелочей нет, так что обязательно обращайте на это внимание и время от времени проверяйте функционал.
На этом на сегодня все. Спасибо за внимание!